Поморы в альманахе «Лица России»

С развитием информационных технологий в целом и Интернета в частности, открылись широкие возможности для получения разнообразной информации. Многие не осознавая всю глубину и обширность этой информации, «плавают в луже рядом с океаном», прожигая время в онлайн играх, пребывая на различных развлекательных сервисах (благо их с каждым годом все больше – спрос рождает предложение). Но есть и такие, которые интересуются историей. Считаю, что думающим людям должно быть интересно, кто же жил до нас, тут на Архангельской земле, что это были за люди, какие у них были нравы и обычаи.
Недавно наткнулся на альманах «Лица России», один раздел в котором посвящен поморам. Вот как рассказывается о Поморах в нем:

БЕЗ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
После крещения Руси в десятом веке к Поморью уходили русичи, отказавшиеся принять христианство. Вплоть до ХIХ века в Поморье можно было найти места где исповедовали дохристианскую веру. В ХVII веке после раскола Христианской церкви сюда уходили люди, не принявшие нововведений Никона. Более того, в Поморье развернулось мощное старообрядческое движение. Соловецкая обитель сопротивлялась царским войскам почти восемь лет. Со временем эти факторы сформировали Древнерусскую Поморскую Православную церковь.
Архангельские Поморы
Еще одним важным фактором, который повлиял на формирования этноса поморов, стало то, что в Поморье не было ни крепостного права, ни Татаро-Монгольского ига. Свободные и самостоятельные люди, поморы, не терпели неуважения по отношению к себе: царские чиновники обращались к ним только по имени и отчеству, когда на остальных территориях Руси людей называли по уменьшительным прозвищам. Решения, принимаемые на «Поморском Мире» (что-то вроде Казачьего Круга, но с большими полномочиями) не решался отменять даже Царь Иоанн Грозный. И в XVI веке в противовес Судебнику 1550 года, рассчитанному на крепостное право, был разработан «Поморский Судебник», в котором особое место уделялось «Статьям о бесчестии».

По данным последней переписи поморов зафиксировано 6571 человек, но на самом деле их около миллиона, кто-то не знает об этом, а кто-то просто не указывает, относя себя к более широкому определению – русский. Проживают они преимущественно в Архангельской и Мурманской областях, а также в северной части Карелии и в Ненецком автономном округе.
Поморье
Поморам есть, кем и чем гордиться. Из поморов вышли в большой мир такие знаменитые люди, как Михаил Ломоносов, скульптор Федор Шубин, священник Иоанн Кронштадский, землепроходцы: Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Бессменный управитель Аляски Александр Баранов тоже был родом из поморов. Люди крепких характеров, которых не пугают ни суровые северные метели и протяженные безлюдные пути.

С давних пор Поморы имели сообщение с Западом. Благодаря связям с соседними странами, а также знанию европейских нравов и порядков, в поморской среде поддерживались собственные демократические традиции, не навязанные столицами. Издавна большую роль в духовной и культурной жизни поморов играла близость Русского Севера к Скандинавским странам. Поморы и Норвежцы(норвеги) издревле сообща трудились на море. Это один из самых ярких примеров

Из года в год Поморы привозили свои товары в те норвежские города и села, где у них были налажены деловые контакты. Русские общались с норвежскими рыбаками и купцами с помощью своеобразного смешанного языка, называемого «руссенорск» или «моя-по-твоя». В нем зарегистрировано около 400 слов. Постоянное ядро языка состояло примерно из 150 слов. Около 50 % слов норвежского происхождения, 40 % – русского. Остальные слова – заимствования из других языков, в частности, английского, голландского, нижненемецкого, финского и саамского.

Руссенорск был запрещён для использования большевиками в 1917 году. Но контакты с норвежцами продолжались еще какое-то время. Последнее поморское судно пришло в Норвегию в 1929 году. И, тем не менее, о поморах в Норвегии не забыли. В городе Вардё есть поморский музей. Он располагается в бывших рыбных складах. В музее есть макеты русских церквей, предметы поморского быта XVIII-XIX века и множество фотографий начала XX-го столетия. Еще один из музеев поморской культуры находится в поселке Умба. Он существует уже более десяти лет и располагается в деревянном доме, похожем на русскую усадьбу. Многие экспонаты подарены музею местными жителями. Например, рыбацкие снасти и предметы быта, праздничные костюмы, а также образцы знаменитого терского жемчуга, отличавшегося высоким качеством и богатством цвета. Кстати сказать, этот жемчуг, добитый в Кузомене и Варзуге, поморы поставляли в царские палаты и на патриарший двор. В коллекции поселкового музея есть и поморские лыжи, которые не нуждались в смазывании. Они скользили по снегу при любой погоде. Есть в музее и словарь наиболее употребительных саамских слов, составленный в прошлом веке помором Заборщиковым

Читая эти строки, погружаешься в атмосферу того свободного мира, в котором жили наши предки. Считаю, что в наше тяжелое время не надо равняться на запад, а черпать вдохновение и силы в истории наших предков, Поморов. Не такие простые это были люди, чтобы бесславно забыть их и жить по чужим ориентирам. У нас своя история.

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
комментарий был удален

+
+1
С давних пор Поморы имели сообщение с Западом. Благодаря связям с соседними странами, а также знанию европейских нравов и порядков, в поморской среде поддерживались собственные демократические традиции, не навязанные столицами.
Где-то помню вычитал, что такая обособленность сего суб-этноса была обусловлена тем, что остальной России (Руси) по большому счёту не было дела до того региона где сейчас располагается современная Архангельская область, Карелия, Коми; Сами русские те земли заселяли не очень активно, так-как жизненные условия там бли не на высоте. Зато те земли очень активно начали заселяться фино-угорами (современные: коми, карелы, удмурты), которые с местным населением активно ассимелировались, что и стало причиной такой вот своеобразности жизненного уклада поморов.
avatar

Concorde

  • 25 марта 2010, 13:41

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

При использовании материалов сайта
ссылка на Блог29.ру обязательна.