Очень часто к нам обращаются компании с вопросом «Сколько стоит сайт»?
Я, как правило, переспрашиваю, какой сайт нужен. В ответ слышу: «Ну, сайт-визитку…». Это всё равно что прийти в строительную компанию и спросить: «Сколько стоит построить дом?». Сразу возникают вопросы: Какая площадь? Сколько этажей? Тип дома? Какие материалы использовать? В конце концов, в какие сроки нужно построить дом?
Проблема в том, что руководители фирм хотят сделать сайт, ещё не решив, зачем он им нужен, для каких целей. С этого и нужно начинать.
Цели могут быть разными. Почти в каждом случае это — поиск новых клиентов. Для достижения этой цели на сайте должны быть, как минимум: разделы о компании, перечень услуг или каталог товаров, контакты, форма заявки. Но сайт без посетителей, как магазин без покупателей. С самого начала надо задуматься над выделением бюджета на привлечение посетителей на сайт. Но не простых посетителей, а целевых, т. е. таких, которые с большей вероятностью станут клиентами. О способах привлечения целевой аудитории на сайт и где её брать я напишу в другой раз.
Итак, фирма решила зачем ей сайт и даже написала список разделов, который этим целям соответствует. Что же дальше? В идеале следующим шагом должно быть написание техзадания (т. е. фактически проектирование сайта). Но проблема в том, что в компаниях (особенно небольших) нет специалистов, которые могли бы составить всестороннее техническое задание. При обращении к веб-разработчикам заказчику, как правило, предлагается заказать написание техзадания. Если вам предлагают написать его бесплатно, знайте — стоимость работ по написанию потом обязательно компенсируют в стоимости создания сайта.
Логичным шагом после это следует выбор подрядчика для создания сайта. CMS как правило заказчик не выбирает — её предлагает фирма-подрядчик и заказчик полностью доверяет выбору веб-студии. Но тут и кроется ловушка! Выбор технологической платформы для сайта решит его судьбу на многое время вперёд. Про то, какой выбор сделать, можно написать отдельную статью, что я и сделаю позже. Пока же не будем на этом подробно останавливаться.
По каким критериям отбирать подрядчика и какие варианты существуют на рынке веб-разработок — тоже тема для отдельной статьи.
Итак, выбор CMS сделан, подрядчик выбран. Какие правильные шаги делать дальше? Далее — договор подряда на создание сайта. Рекомендуем отдельно создавать договор для создания дизайна, отдельно — для вёрстки и внедрения в CMS (в т. ч. программирование), отдельно — для хостинга. Это нужно для уменьшения рисков. Обязательно пропишите чётко стоимость, объем услуг, сроки, какой продукт Вы получаете на выходе и в каком виде. Для дизайна — файл PSD с макетом, разбитым на слои и готовым к вёрстке; для вёрстки — комплект файлов html+css+js+img, работающих корректно во всех популярных браузерах, на мониторах шириной 1024+ пикселей и т. д. Как правило, веб-студия, которая дорожит своей репутацией на рынке в плане качества проектов всё это включает в техзадание как само собой разумеющееся.
Следующим логическим этапом следует создание дизайна. Каждый веб-дизайнер предложит свой подход разработки дизайна, максимально приближенного к тому, что ожидает увидеть заказчик. Я же рекомендую придерживаться следующего подхода (такой подход мы используем в Студии ONEWAY):
1. В начале заказчик сайта заполняет бриф (анкету), где он описывает свои требования к будущему дизайну сайта. Важно тщательно и внимательно заполнить бриф, т. к. именно по нему дизайнер будет делать выводы, какие приёмы применить, где расположить меню и т. д.
2. После этого дизайнер рисует один пробный вариант дизайна, пытаясь реализовать максимально близкий к техзаданию и брифу дизайн (с первого раза дизайн редко утверждают). Некоторые заказчики хотят увидеть сразу несколько вариантов на выбор «чтобы увидеть, как это будет выглядеть». Кажется, что это оправдано, но я не рекомендую так поступать, так как это занимает лишнее время, которое, как потом выясняется, тратится впустую. Не все веб-студии (мы в том числе) позволят бесплатно играть рабочим временем ради утехи и поисков «нужного дизайна», придётся платить за лишние попытки.
3. Далее заказчиком пишется единый список пожеланий к макету, который реализовывается подрядчиком до утверждения.
4. Очень важно прорисовать не только макет главной страницы сайта, но и ВСЕХ внутренних разделов, чтобы не отдавать на волю программиста их внешний вид. Часто попадаются красивые на главной, но абсолютно безобразные внутри веб-сайты, как раз из-за того, что дизайнер не прорисовывает все разделы.
5. Далее точно так же пишется список пожеланий к внутренним разделам и реализуется до утверждения.
Благодаря такому подходу на дизайн тратится минимум времени с максимальным качеством.
Следующим к работе приступает верстальщик. Вёрстка — не такой лёгкий процесс как кажется. Разнообразие браузеров, операционных систем, ширины экрана делает процесс вёрстки весьма трудоёмким. Требуется учесть требования всех стандартов, следить, чтобы сайт всегда помещался в ширину экрана, указанный в техзадании, постоянно проверять соответствие утверждённым макетам. Далее, как правило, вёрстку так же демонстрируют заказчику, но чаще приступают сразу к внедрению в систему управления сайтом (особенно если сроки не позволяют разбазариваться на утверждение всех мелочей).
Внедрение в систему требует уже навыков программиста, знакомого с системой, на которую сайт будет ставиться. Здесь важно убедится, что подрядчик сертифицирован и имеет определённый опыт работы с данной системой. Спросите, сколько и какой сложности проектов он реализовал на данной платформе, использует он труд штатных программистов или отдаёт работы на аутсорсинг. Нельзя сказать, что программист-аутсорсер (фрилансер) хуже, чем штатный программист, главное чтобы программист был проверенным. Однако для крупных проектов аутсорсинг нежелателен, в большей степени даже для самой студии. Так, компания «1С-Битрикс» разработала программу сертификации специалистов, пройдя которую, программист считается обученным делать сайты на данной системе.
После внедрения в систему следует этап тестирования сначала силами подрядчика, а затем и заказчиком. Сайт устанавливается на «родную» хостинг-площадку, где он будет далее функционировать. Подбор хостинга — дело не менее важное. Как правило, стоит в этом деле довериться компании-разработчику сайта. Общие советы я дам как-нибудь в следующий раз в отдельной статье.
Всё, готово. Сайт отпущен в свободное плавание на просторы интернета.
Поддержка сайта, привлечение целевых посетителей, дальнейшее развитие проекта — тема не менее интересная и обширная. Но об этом в другой раз.
При обращении к веб-разработчикам заказчику, как правило, предлагается заказать написание техзадания. Если вам предлагают написать его бесплатно, знайте — стоимость работ по написанию потом обязательно компенсируют в стоимости создания сайта.
Т3 — суперважная вещь, чем оно подробнее, тем выше вероятность совпадения представления заказчика о будещем проекте и уже готовой работой. Факт. Но почему вы говорите о платности Т3? Если человек его пишет (с вашим или без вашего участия), то вероятнее всего вы будите работаете по этому заказу. Зачем брать за Т3 отдельно деньги не понятно.
За ТЗ мы берем деньги по очень простой причине — потому что
тратим на это время. И, как я писал, если студия не включает
в расчет этот пункт, значит она включила это в цену создания,
потому что она будет тратить на это своё время. Если заказчик
сам пишет ТЗ, такое какое нужно, мы не берем за ТЗ денег.
Цель номер один нового цикла статей не реклама, а информирование о том, как надо подходить к разработке сайта с точки зрения Заказчика. Цель номер два — пиар, не скрою, но это далеко не самое главное. Просто хочется донести то, что мне известно, чтобы люди не допустили ошибок.
да не чего не правильно) хочу я сделать к примеру интернет магазин типа интернет каталог моих товаров а тут нате есть миллион долларов можете делать)ну такую сумму даже средние фирмочки могут не найти)я уже не говорю о простых смертных и ип
Вообще-то там в стоимость включено кроме непосредственно стоимости разработки еще и закупка товара, бюджет на персонал, офис, склад, ПО, рекламу и т.д.
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернутьKesh
тратим на это время. И, как я писал, если студия не включает
в расчет этот пункт, значит она включила это в цену создания,
потому что она будет тратить на это своё время. Если заказчик
сам пишет ТЗ, такое какое нужно, мы не берем за ТЗ денег.
onewaystudio
и вот тут еще что-то не так:
Извиняюсь за офтоп
Planck
onewaystudio
Igor
Igor
onewaystudio
Igor
onewaystudio
Igor
Planck
onewaystudio
Igor
onewaystudio
Igor
Planck
onewaystudio
Igor
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.