Ломоносовская смальта

Ломоносов, Смальта, СтеклоВ рубрике, посвященной предстоящему юбилею Михаила Ломоносова, поговорим о смальте и мозаике. Именно наш земляк придумал — как сделать прозрачное стекло цветным. И из этих цветных стекляшек создавал мозаичные панно, похожие на живописные картины. Такие картины в то время были предметом роскоши, и использовались в интерьерах богатых домов. А первым зданием, где мозаика широко была представлена как во внутренней так и во внешней отделке, стал красивейший из православных соборов — Спаса на Крови в Петербурге. Василиса Казакова убедилась — стекло и сегодня широко используется для декорирования помещений, но технологии меняются.

Мозаичный портрет Петра Великого. 3 года кропотливой работы, сотни опытов. Приготовление смальты хранилось в строгой тайне итальянскими мастерами. Шаг за шагом — Ломоносов раскрыл секрет цветного стекла. Ученый был уверен — фантастическое открытие надолго войдет в мир искусства. Ведь нанести на стекло краску очень сложно. Спустя три века появились художники, для которых рисовать по стеклу — ежедневная работа. В этой мастерской безликие зеркала превращают в настоящее произведение искусства. Оказывается, зеркало и стекло — самые прихотливые поверхности. Они не впитывают краску, поэтому наносить рисунок нужно с первого раза. Если что-то не получилось — нужно все стирать и начинать работу заново. Художницы рассказывают — оригинальность заказчиков не знает границ. Просят нарисовать ангелов с лицами своих детей, повторить картины Леонардо, или превратить ванную комнату в японский сад. На разрисовку больших зеркал требуется месяц. А цена их доходит до ста тысяч рублей. Те, кому такая красота не по карману — заказывают декор попроще. Тогда мастера и используют ломоносовское открытие — цветные стекляшки — смальту.

-Небольшой кусочек большой работы. Можно сказать, что это — мозаика. Делается это с двух сторон — чтобы витраж работал с двух сторон, и с этой и с той стороны посмотреть. А вся работа выглядела вот таким образом.

Петербургский академик Татьяна Моисеева всю жизнь изучает ломоносовскую смальту. Она рассказывает — ученый открыл собственную химическую лабораторию, потом — небольшую фабрику по производству смальты. Михайло Васильевичу потребовалось несколько лет, чтобы раскрыть секрет самого красивого и прочного европейского стекла — Венецианского.

Татьяна Моисеева, ученый секретарь Ломоносовской комиссии при Президиуме Санкт-Петербургского научного центра РАН:

-Если сейчас вы видите люстры стеклянные 18 века, это стекло М.В. Ломоносова. Он открыл секреты синего богемского стекла в России и Венецианского красного стекла, который называется золотой рубин.

В Архангельске панно из смальты стали популярны в советские времена. Так, с советским размахом в 1975 году появилась мозаика на корпусе онкодиспансера. По словам автора, художника Всеволода Видякина, она символизирует силу человеческих рук. Он вспоминает — немалую силу пришлось приложить и ему, чтобы приноровиться к смальте.

Всеволод Видякин, художник:

-Представьте, что стекло расколоть — ровно! Это то же самое. Наколоть, чтобы это все не рассыпалось на мелкие кусочки, а аккуратно, как конфетки наделить.

Они знают, как правильно бить стекла. Здесь, в одной из художественных мастерских из современной смальты собирают эксклюзивные картины и витражи. Самый шик — «карамельные» картины из битой крошки. Из стеклянной крошки получаются эксклюзивные полотна. Работа ручная, поэтому повторить картину — невозможно. Наверное поэтому труд стеклянных дел мастеров оценивается недешево.

Андрей Гурьев, директор художественной студии:

-До Ломоносова стекла были прозрачные. С небольшими оттенками. Ломоносов в своих экспериментах пытался придать стеклу интересные цвета. И уже получал стекла с интересными оттенками — так называемые смальты.

Чтобы получить стекла ярких оттенков, Ломоносов добавлял в сплавы медь, олово, серебро и даже золото. Понятно, что вещи из «ломоносовской» смальты стоили недешево. Сейчас в стекло добавляют обычные красители и декорируют им все, что угодно — двери, окна, мебель. Из кусочков современной смальты собирают сувенирные часы, вазы, тарелки. Из монументального искусства смальта перешла в мир декора. Открытие Ломоносова и спустя три века украшает нашу жизнь.

Елена Рубанова, директор студии росписи по стеклу:

-Я думаю, оно должно пережить очень скоро второй бум. Это удивительно красивые вещи, все видели в Москве — шикарное метро. Красота на все века.

Источник

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

При использовании материалов сайта
ссылка на Блог29.ру обязательна.