Благословенная пустынь

Соловки, конец апреля.
Под ласковым весенним
солнцем, которое все
чаще выглядывает из-за
клубящихся в бесконеч-
ной высоте чистейшего
голубого неба облаков,
размягчается наст.
Совсем скоро дороги
станут непроходимы-
ми и только на машине
можно будет добраться
до отдаленных уголков
Большого Соловецкого
острова. Но поутру, ког-
да легкий морозец еще
укрепляет слежавший-
ся за зиму снег, можно
попытаться дойти до
самой близкой от мона-
стыря Филипповой пу-
стыни – места, связан-
ного с молитвенными
подвигами знаменитого
соловецкого игумена.
Апостолы ходили пеши из
веси в весь, и, положившись на
волю Божию, мы идем пешком
в одно из самых удивительных
мест на Соловках, размышляя
о православии и его духовном
оплоте – монашестве.
«СОБЕСЕДНИЧЕ АНГЕЛОВ»
« Ду х о в н ы е от ц ы н а ш и
утверждают, что пустынь есть
самое пригодное место для
размышления о смерти и вер-
ное убежище от увлечения
вещами мирскими, покоящи-
ми плоть», – писал один из
основателей православного
монашества, святой Антоний
Великий.
Пустынничество – это путь
уединенного внутреннего под-
вига, это и духовное творче-
ство, ибо человек предостав-
лен самому себе (он советует-
ся, но время от времени), а с
Богом он должен быть каждую
секунду. Этот подвиг чрез-
вычайно труден, потому что
Господь постоянно назирает
Своего раба, человек постоян-
но взыскует Божьего участия.
В кондаке преподобным ска-
зано: «… наставниче монахов
и собеседниче ангелов». Анге-
лы, как непременные участ-
ники и вестники воли Божией,
корректируют поведение от-
шельника, его мысли, движе-
ние души.
Не случайно основатели Со-
ловецкой обители, святые пре-
подобные Зосима, Савватий
и Герман, искали на островах
уединенного пустынножитель-
ства. После того как монастырь
наполнился братией, традиции
уединенного пустынножитель-
ства в обители не прерывались.
В начале XX века в Соловецком
монастыре было шесть скитов
и три пустыни.
ЧУДЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Филиппова пустынь осно-
вана святителем Филиппом
(Колычевым) в середине XVI
века как место молитвенного
уединения. Еще будучи про-
стым иноком, как повествует
его Житие, он избегал «даже и
тени славы земной, боясь, как
бы ради нее не лишиться Цар-
ства Небесного». С благосло-
вения игумена молодой инок
немало лет провел в пустыни, в
двух верстах от монастыря.
Позднее, став игуменом, Фи-
липп удалялся сюда из обители
для уединенной молитвы. На
горке, с которой открывается
живописная панорама мона-
стыря, была построена келья
– простая деревянная избуш-
ка. Когда царь Иоанн Грозный
в 1565 году повелел игумену
Филиппу отправиться в Мо-
скву, он, не желая расставаться
с Соловецкой обителью, про-
сил у Господа вразумления,
как поступить. По преданию,
во время усердной молит-
вы ему было видение Христа
Спасителя, в терновом венце
и оковах, с окровавленным ли-
ком. Филипп принял решение
следовать по крестному пути
Христову. На месте чудесно-
го явления из земли истекли
струи чистой ключевой воды.
Там был выкопан колодец, и в
память о явленном Господом
чуде святитель Филипп поста-
вил над святым источником
часовню и собственноручно
сделал для нее деревянное рез-
ное изображение страждущего
в темнице Спасителя.
ГОДЫ РАЗОРЕНИЯ
В 1839 году в Филипповой
пустыни на месте обветшав-
шей деревянной часовни была
возведена новая, больших раз-
меров, с тремя крыльцами,
которую спустя полтора деся-
тилетия перестроили в над-
кладезный храм, освященный
в честь образа Богородицы
«Живоносный Источник». В
нем хранилось резное дере-
вянное изображение Спаси-
теля в терновом венце, каким
видел Его святитель Филипп.
Святой источник находился
посреди церкви.
По сторонам храма в 1854
году были симметрично по-
ставлены небольшая звонница
и сень. Вскоре был возведен
келейный корпус – единствен-
ное здание пустыни, сохранив-
шееся до наших дней. А рядом
в часовне хранился камень,
служивший святителю изго-
ловьем во время отдыха. В XIX
веке здесь жили подвижники
– cоловецкие схимонахи Гера-
сим, Иоанн, монах Памфил.
В 1920-е годы Филиппову пу-
стынь постигла общая с мона-
стырем участь: она была разо-
рена и опустошена. На ее месте
был организован питомник
для разведения животных, за-
тем химическая лаборатория.
Об этом периоде пишет в
своих воспоминаниях Ольга
Второва-Яфа, отбывавшая ла-
герный срок на Соловках: «Сей-
час там находится зоопитом-
ник, а для обслуживания его
выделены самые подонки со-
ловецкого населения, и то, что
сейчас там творится, превос-
ходит позор всякого публич-
ного дома, всякого воровского
притона. Контраст между тем,
чем было в течение веков это
место, освященное молитвами
спасавшихся там праведников
и многих тысяч паломников, и
тем, что теперь там происхо-
дит, чудовищен, оскорбителен
для каждого, в ком еще живо
религиозное чувство или хотя
бы уважение к нашему истори-
ческому прошлому».
Но и в чудовищных услови-
ях лагеря по промыслу Божию
Филиппова пустынь обрела до-
стойных ее насельников. В 1928
году здесь работал священно-
мученик архиепископ Илари-
он (Троицкий), а в 1934–1936
годах – священник, ученый и
философ отец Павел (Флорен-
ский), который так описывал
место своего заключения:
«Место называется Филип-
повским скитом, то есть назы-
валось, а теперь зовется Биоса-
дом. Недалеко от лаборатории
сохраняется избушка, в кото-
рой жил святитель Филипп, и
даже древняя уборная. Была
здесь также и церковь, но она
сгорела дотла».
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК
С возрождением монасты-
ря началось и восстановление
Филипповой пустыни. Десять
лет назад 30 августа здесь был
установлен поклонный крест,
изготовленный в кресторез-
ной мастерской. Крест несли
на руках до пустыни и уста-
новили по традиции в дере-
вянном срубе, на том месте,
где стоял храм. Сейчас в связи
с археологическими раскоп-
ками и реставрационными
работами крест перенесен на
горку, где когда-то была келья
святителя Филиппа, а над ис-
точником устроен колодец.
Символично, что вода, кото-
рая вытекала отсюда ручьем и
стекала в овраг, к 1920-м годам
иссякла. Но сейчас она снова по-
явилась – происходит фильтра-
ция через почву, вода заполняет
линзу в породе. Многочислен-
ные паломники, как и 100–200
лет назад, набирают воды из ис-
точника, дарованного Спасите-
лем святому Филиппу.
Мы поклонились кресту на
месте, где стояла келья свя-
тителя Филиппа, и напились
чистейшей воды из святого ис-
точника, некогда чудесным об-
разом явленного здесь по мо-
литве соловецкого игумена…

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

При использовании материалов сайта
ссылка на Блог29.ру обязательна.