Архангельский ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ: УДАЧИ, СКАНДАЛЫ И ПРОСЧЕТЫ

Зал встал и долго руко-
плескал во время финальной
сцены «Пелагеи и Альки»,
пронзительного спектакля
Архангельского театра дра-
мы по прозе Федора Абрамо-
ва. Так закончился I Между-
народный и III Всероссийский
фестиваль театрального
искусства «Родниковое сло-
во», носящий имя нашего
писателя-земляка.
В его рамках прошло 14 спек-
талей самых разных театров
из Москвы, Санкт-Петербурга,
Вологды, Череповца, Сыктыв-
кара, Рыбинска, Липецка, Тулы,
Костромы, польского города
Легница. И каждый заставил
зрителей размышлять, сопере-
живать, радоваться и даже воз-
мущаться.
ИГРА В СИБИРЬ
Да-да, не обошлось без скан-
дала. Большинство зрителей не
приняли спектакль «Повесть
сибирская», который предста-
вили польские артисты театра
им. Х. Монджеевской из города
Легница. И не только потому,
что на сцене звучала польская
и очень невразумительная
русская речь с акцентом, что
мешало понимать смысл поста-
новки, а из-за ее концепции.
Зрители таки в ней немножко
разобрались и обиделись, что
«Европа всегда представляет
Россию страной, где жестокие
и вечно пьяные люди». Может,
все-таки зря? Ведь артисты
вообще-то больше иронизиру-
ют над собственной историей,
пытаются избавиться от своих
стереотипов, например, о том,
как жили в Сибири ссыльные
поляки после знаменитого вос-
стания 1830 года. Оказывается,
не только мучились и страдали,
но и успешно производством
мыла занимались, в русских
женщин до одури влюбля-
лись… А вот в современной
части «повести» не обошлось
без постмодернистского сте-
ба – русские интеллигенты,
переодетые в булгаковскую
Маргариту и кота Бегемота в
шапке-ушанке, бродяга граф
Шереметев с гитарой за пле-
чами – все они оказываются
бандитами, одурачивающими
польских туристов, потом-
ков тех самых ссыльных. Вот
сия компания и оскорбила
публику, демонстрируя рас-
пущенность нравов и языка.
А мне спектакль со всеми на-
селяющими его персонажа-
ми и трудностями перевода
показался эдаким квестом
«Сибирь». Тот, кто пробирал-
ся сквозь лабиринты этой
компьютерной игры, меня
поймет.
И знаете, реакция архан-
гельской публики на «Повесть
сибирскую» обрадовала – она
увидела другой театр с совер-
шенно чуждой эстетикой и ока-
залась верна своему, родному
русскому психологическому
театру. Кстати, поляки сдела-
ли, наверное, самый дешевый
спектакль. Для декораций они
запросили 50 мешков земли
и штабель досок, потом ходи-
ли и взлохмачивали «почву»,
мостки сооружали. К тому же
артистов очень хорошо было
слышно, в отличие от тех, кто
играл и раньше, и на следую-
щий день…
ГРОМЧЕ!
Парадокс, но наша большая
сцена смутила многих гостей.
На репетиции режиссер «Пико-
вой дамы» кричал на своих ар-
тистов: «Это вам не Кострома,
громче!» Но все равно слышно
было очень плохо. Хотя «Пико-
вая дама» поразила пластикой
с использованием биомехани-
ческих этюдов Мейерхольда,
карнавалом масок.
– Это мой любимый Искан-
дэр Сакаев из Питера ставил,
– заметил Виктор Панов. –
В нашем молодежном театре
идут его «Ромео Джульетта» и
«Заводной апельсин». Потому
считаю «Пиковую даму» луч-
шим спектаклем фестиваля.
Ну еще мхатовский «Пролет-
ный гусь»…
Но и режиссер МХТ имени
А. П. Чехова Марина Брусни-
кина нервничала, «потому что
для нас это большая сцена,
разрушается атмосфера спек-
такля». А вологодский режис-
сер Борис Гранатов признался,

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

При использовании материалов сайта
ссылка на Блог29.ру обязательна.