ПЯТЬ ВЕРСТ ДЛИНОЙ
В 1858 году разрешено было
отнести строительство Об-
водного канала «на доходы
города Архангельска», но при
условии, что работы будут
проводиться «частями, ког-
да город будет иметь, за все-
ми расходами, доходы». Для
первого раза утвердили смету
в «4 тысячи рублей 14 копеек
серебром».
Наиболее высокая от уров-
ня горизонта точка, так на-
зываемая «раздельная точка»
канала, приходилась на ме-
сто возле Стукаческой улицы
(сейчас это примерно между
улицей Выучейского и Сера-
фимовича). Здесь распола-
галось небольшое Гагачье
озерко. Оно-то и стало тем
раздельным пунктом, от ко-
торого верхняя ветвь канала
«направляется по черте горо-
да за строениями духовной
семинарии (ныне – САФУ) до
уже существующей с этой сто-
роны канавы, а вторая, ниж-
няя, – от раздельного пункта
до речки Курьи, впадающей в
Кузнечевский рукав Двины».
Необходимо было прорыть
«обводную канаву по город-
ской черте на протяжении 4
верст 422 саженей».
Предстояли огромные ра-
боты. Можно с уверенностью
предположить, что к ним по-
стоянно привлекались аре-
станты, нижние чины гарни-
зонного батальона и рабочие
флотских экипажей. Иначе
трудно объяснить, как на-
столько трудоемкое дело вы-
полнено было в том же 1859
году. Основное строительство
развернулось на нижней вет-
ви, где рос мелкий лес. Снача-
ла прорубили просеку шири-
ною в 30 сажен и длиною более
3 верст, «дабы иметь место
для свалки земли, вынутой
из канавы». Не обошлось без
неприятностей. В несколь-
ких местах откосы укрепляли
горбылями, заложенными за
колья, вбитые в землю, но по
снятии верховного слоя по-
являлась вода, и люди «мог-
ли работать только с плотов,
связанных из досок». Так про-
должалось до тех пор, пока с
уходом воды грунт не начинал
понемногу осушаться.
Приведенный в порядок, а
местами заново открытый,
Обводный канал в том же году
значительно осушил город.
В 1860 году «обводную кана-
ву» углубили до размеров про-
ектируемого профиля. Общая
протяженность канала соста-
вила уже более 5 верст. Город
охватывался с тыльной сторо-
ны весьма широким рвом, за-
полненным водой. Вот тогда-
то и закрепилось название
– Обводный канал.
ПО ПЯТЬ КОПЕЕК
ЗА ДЕСЯТИНУ
В 1861 году привели в по-
рядок дренажные канавы на
10 поперечных улицах, общая
длина их составила более ше-
сти верст. Вот почему гости
Архангельска отмечали в те
годы определенный порядок
и опрятность улиц. Через не-
сколько лет «осушился весь
верхний слой городской тун-
дры, что дало возможность
воспользоваться ею для заве-
дения огородов и сенокосов, а
впоследствии и для построек».
А «купеческое и мещанское
общество», собравшись в думе
17 августа 1861 года, решило
сдавать осушенные земли в
оброчное содержание. Пла-
ту определили следующую:
«за каждую десятину не ме-
нее как по 5 копеек». Жители
Архангельска брали большие
участки. Так, мещанин Васи-
лий Серебряков просил вы-
делить ему осушенной земли
– «длиною 500 и шириною 100
сажен, сроком на 96 лет, под
расчистку для сенокошения,
а если окажется удобным, то
и для хлебопашества».
Однако, как это у нас часто
случается, работы на канале
до конца не довели. Он посто-
янно «оплывал», заполнялся
илом и торфом, а ремонтно-
восстановительных работ не
проводили, так что менее чем
через 10 лет Обводный канал
пришел в запустение. Хро-
ническая скудость городской
казны не позволяла властям
раскошелиться.
ИППОДРОМ И СТАДИОН
О дальнейших условиях жиз-
ни в Архангельске свидетель-
ствует хотя бы такой пример.
В 1891 году городская санитар-
ная комиссия предлагала думе
«приискать способ» очист-
ки Обводного канала, чтобы
болотные воды не устремля-
лись весною на улицы, а от-
водились в Двину: «… стоячая
жижа, как паутина, покрывает
весь город». Медики били тре-
вогу: людям жить здесь край-
не вредно. В отличие от пред-
ыдущих ходатайств это имело
положительные последствия.
В том же 1891 году Городская
управа приступила к работам,
которые вдруг развернулись
с необычайным размахом.
За коренное улучшение са-
нитарного состояния города
выступил и губернатор князь
Николай Дмитриевич Голи-
цын – благодаря его энергии
нашлись и деньги, и рабочая
сила. В середине июня Об-
водный канал был приведен
в рабочее состояние на протя-
жении четырех верст. (Так вся
история строительства Обвод-
ного канала свидетельствует:
мы, русские, долго «раска-
чиваемся», при этом терпим
крайнюю нужду, убытки, но
затем беремся за дело – и сво-
рачиваем горы… Право же,
странная у нас натура!)
К осени все работы были
завершены; следующей вес-
ной основная масса болот-
ной воды отводилась в реку.
Архангельск вновь очистил-
ся от грязи. Кроме того, за-
метно осушилась наиболее
высокая часть огромного бо-
лота, окружающего город.
Это обстоятельство привело
к тому, что в 1901 году Прав-
ление местного Вольного по-
жарного общества попросило
думу дать ему в бессрочное
пользование участок «между
Поморской и Воскресенской
улицами за Обводным кана-
лом». В архиве сохранился
план этого участка, напоми-
нающий по форме несколько
растянутое футбольное поле.
Его центральное место отво-
дилось «для игр и пожарных
упражнений». Вокруг оваль-
ного участка располагались
две дорожки – одна для бега
лошадей, длиной в версту,
другая – для велосипедистов,
а также «горки» и площадки
для детей. Небольшое озер-
ко близ Поморской приспо-
сабливали зимою под каток.
По кромке Обводного канала
для зрителей устраивались
трибуны, с которых они могли
наблюдать за конскими бега-
ми. В центре всего земельно-
го участка стоял «небольшой
павильон с каланчой».
Дума горячо поддержала
затею Вольного пожарного
общества, строительство про-
ведено было очень быстро. По
сути, ипподром стал первым
стадионом в городе, очень по-
пулярным во всех слоях тог-
дашнего общества.
ВОССТАНОВИТЬ. И ТОЧКА!
Но с годами Обводный ка-
нал вновь стал «оплывать». За-
частую на берегах его и сами
горожане с окрестных улиц в
него сваливали накопивший-
ся за зиму мусор. На капиталь-
ное же оборудование канала
по всей его длине у города по-
прежнему не хватало средств,
а нередко и желания.
В мае 1907 года дума созда-
ла особую комиссию, которой
поручила проверить состоя-
ние этой главной дренажной
системы города. Возглавил ко-
миссию гласной думы инженер
П. Г. Минейко (отец Ксении
Петровны Гемп, почетно-
го гражданина Архангель-
ска). Вскоре Петр Герардович
представил думе «Записку», в
которой со всей откровенно-
стью говорилось не только о
печальном состоянии канала,
но и о значимости его в улуч-
шении санитарной обстанов-
ки города: «Никакою монетою
нельзя оценить результата
этих работ, а именно – оздо-
ровление значительной пло-
щади заселенной городской
земли… Обводный канал дол-
жен быть восстановлен». Убе-
дительные выводы комиссии
оказали свое влияние. На Об-
водном вновь начались рабо-
ты, но из-за нехватки денег
они носили более «косметиче-
ский характер». Кстати, мысль
о том, что на осушенном боло-
те в дальнейшем развернет-
ся жилищное строительство,
высказана была задолго до
нашего времени – еще до ре-
волюции.
И даже в годы оккупации
Архангельска интервентами
и белогвардейцами вопрос о
судьбе Обводного канала не
сходил с повестки дня. Так,
на чрезвычайном заседании
думы, состоявшемся в февра-
ле 1919 года, было заслуша-
но обстоятельное сообщение
инженера Ф. А. Дица. Власти
столкнулись тогда с целым
рядом проблем, одна из них –
топливный голод в Архангель-
ске. Ф. Диц говорил об исполь-
зовании торфа, добытого при
расчистке канала. Другая про-
блема уходила корнями в да-
лекое прошлое: еще в начале
XIX века военный губернатор
С. А. Беклешев думал исполь-
зовать канал для зимней сто-
янки судов – о том же говорил
и инженер Ф. Диц, предлагая
прорыть новый Обводный ка-
нал. Планы были интересные.
Но благие намерения оккупа-
ционные власти так и не смог-
ли осуществить.
Дальнейшее освоение болот
вокруг Архангельска проис-
ходило уже на наших глазах.
Проведены поистине гран-
диозные работы. Но не будем
забывать, что первым шагом
на пути к этим добрым пере-
менам послужило строитель-
ство Обводного канала. В него
был вложен труд нескольких
поколений северян.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.